АРТ-ТЕРАПИЯ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

Фонд «Здоровый Ребёнок» http://rbof.ru/ провел уникальную программу по реабилитации детей с патологиями.

Термин «арт-терапия», т.е. лечение и развитие с помощью искусства, впервые ввёл в употребление бывший военный, познавший ужасы Первой мировой войны, художник, психотерапевт, педагог и телеведущий Андриан Хилл. Свои идеи он изложил и обосновал в книге «Искусство против болезней». По его мнению, когда вследствие каких-то сложных жизненных обстоятельств, физическое сопротивление человека самое низкое, занятия живописью, или другими видами искусства отвлекает его от суровой действительности, успокаивает его «животное эго» и позволяет творческим силам «духовной сущности» проявляться в том, что человек создает своими руками. Арт-терапия способствует раскрытию внутреннего мира человека не только в том, что он создаёт, но и в самом процессе творчества. Творческий процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы, самой художественной работой и психотерапевтом.

           Цель арт-терапии: гармонизация внутреннего состояния человека, открытие творческого потенциала, источника его жизненной силы. Арт-терапия помогает понять собственные чувства, а страдание, о котором невозможно рассказать словами, преобразовать в творчество. Сегодня арт-терапия — часть многих программ личностного роста.

           Одна из первых, кто получил признание «арт-терапевта» была Эдит Крамер — известная художница из Вены. Эффективность методики Эдит объясняется тем, что искусство помогает трансформировать негативные и деструктивные чувства в художественные объекты. Таким образом, человек освобождается от мучительных и глубоких переживаний с помощью творчества. 

           Люди не всегда способны выразить эмоции и ощущения словами, особенно болезненные переживания. Искусство же безмолвно и напрямую работает с нашим бессознательным, помогая вытаскивать наружу даже самые страшные мысли и образы, справиться с этими страхами, преодолеть сомнения и неуверенность в себе, самоутвердиться в этом большом и суровом мире. 

           Арт-терапия — это не только художественное самовыражение с помощью красок или карандашей. В рамках этого подхода также используется работа с глиной, музыкой и т.д. Виды арт-терапии включают множество самых разнообразных направлений работы с огромным количеством техник. Здесь используются игротерапия, сказкотерапия, оригами, маскотерапия, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочную терапию, танцевально-двигательная терапия, фотография, куклотерапия и т.д., в зависимости от возрастного состава группы. Арт-терапевты, как правило, ни к чему не принуждают и не дают оценок, принимают любые проявления творчества, даже если они далеки от совершенства. Здесь главное то, что человек вкладывает в свое произведение, его эмоции, переживания. Это позволяет участникам избавляться от страха, который закладывается еще с детства – быть недооценённым.

           Мы все из детства. В процессе развития молодого организма, становления ребенка как личности, ему приходится многое познать, преодолеть немало страхов, неуверенности в себе, непонимания себя и окружающего его мира взрослых. Однако, по мнению психологов, детский страх позитивен, так как он удерживает ребенка от опасных и необдуманных поступков. Вместе с тем, если со страхами не работать, не преодолевать их, то они задерживают развитие личности ребенка, вызывают у него пониженную самооценку, тормозят творческую деятельность, что приводит к повышенной тревожности.

           Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие ребёнка субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.

Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причём общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.

           Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел великий советский психолог и педагог Л. С. Выготский. В книге «Мышление и речь» он отмечал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую, а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных

           Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного и жизненного опыта ребёнка играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи, часто в силу того, что слабо понимают, что мир ребёнка не такой, как мир взрослого. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться ребёнку в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.

           Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития. Вот тут-то и помогает арт-терапия, т.е. занятия родителей, или опытных педагогов непосредственно с ребёнком, или группой детей.

Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному ребёнок не в силах преодолеть в одиночку.

           Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства — врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем — переходит в зону актуального саморазвития, т.е. ребёнок овладевает навыками самообучения, саморазвития, и, как результат, учится составлять о мире собственное мнение, давать событиям и явлениям свою независимую оценку, находить пути решения возникших проблем, планировать свою жизнь, пускай только на самом простом, детском, подвластном его детскому пониманию уровне.

           Особенность арт-терапии заключается ещё и в том, что, она есть не что иное, как разновидность игры, игрового метода познания и обучения. Поскольку игра является основным родом деятельности ребёнка (в отличие от взрослого человека), то именно такой игровой метод познания и обучения в отношении детей наиболее эффективен и способствует естественному, легкому освоению жизненных навыков социализации, развития образного мышления, освоения прикладного ремесла, а, следовательно, способствует привитию ребенку трудовых навыков, привычки трудиться, отвлекает его от пагубной привычки общаться только с гаджетами, играя в электронные игры, которые, как доказано учеными, развивают лишь примитивные рефлексы. Занятия арт-терапией развивают мелкую моторику, которая неизбежно ведёт к совершенствованию речевых навыков, что в дальнейшем поможет ребёнку уверенно писать школьные сочинения, правильно, логично и красноречиво излагать свои мысли, научает его не только смотреть вокруг себя, но и видеть мир во всем его разнообразии и богатстве.

           Особенно эффективно работает арт-терапия в сочетании нескольких развивающих приёмов. К примеру, во время индивидуального и группового, занятия рисованием, лепкой, оригами полезно одновременно привлекать детей к, допустим, пению, декламации стихов, слушанию сказок, коротких детских рассказов, музыки, занятиям иностранным языком (допустим, можно спросить, кто из детей знает иностранные, слова, стишки, песенки, хотя бы алфавит, который ребенок может написать цветными красками, согласно его пониманию образа каждой буквы, и т.д. — это поспособствует поднятию авторитета ребёнка в глазах группы, и повышению его самооценки, а других детей заинтересует в изучении иностранных языков). Но такая методика требует широкой эрудиции педагога и стремления комплексного развития детей.

           Арт-терапия также весьма эффективный инструмент борьбы со страхами детей. Особенно она необходима в условиях больничного стационара. Как известно детям свойственны детские возрастные и социальные страхи. Среди них страх одиночества, страх насмешек (научное название гелотофобия), страх смены обстановки, страх разлучения с родителями, страх физических уродств, страх бесперспективности и невозможности самореализации, боязнь уколов и медицинских манипуляций в отношении себя, Но самый главный, базовый страх, возникающий в раннем младенчестве и сохраняющийся у некоторых людей до глубокой старости — это страх потери опоры. В младенчестве он проявляется в виде утраты физической опоры, в подростковом, юношеском и взрослом возрасте этот страх переходит в область моральную и социальную, приобретая глубокое психологическое значение. Именно занятия с арт-терапевтом, дают детям ощущение такой опоры, чувство нужности и значимости, перспективности, а, следовательно, перспективности, что в дальнейшем способствует его стрессоустойчивости при любом раскладе жизненной ситуации. А это залог успеха в жизни подрастающего человека, формированию его как личности.

Фонд «Здоровый ребёнок»

Специалист фонда Рыбакова Юлия.

http://rbof.ru/

фото: АРТ-ТЕРАПИЯ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

фото: АРТ-ТЕРАПИЯ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

фото: АРТ-ТЕРАПИЯ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

фото: АРТ-ТЕРАПИЯ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

фото: АРТ-ТЕРАПИЯ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

фото: АРТ-ТЕРАПИЯ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

Добавить комментарий